Назад к списку

Без вины виноватый. Ответственность водителей при ДТП.

Все чаще и чаще на слуху, в телевизоре, интернете, соцсетях всплывают эти ужасные заголовки: «Кровавое ДТП», «Масштабное ДТП», «Пассажирский автобус попал в ДТП» и т.д. Решил заглянуть в статистику.Согласно данным опубликованных на сайте Патрульной полиции за период с 01.01.2018 г. по 30.09.2018 г. в Украине статистика ДТП, следующая: 

Всего ДТП


– 108 070, в среднем за день 396ДТПс пострадавшими – 17 319, в среднем за день 63, в следствии этих ДТП: 

Погибших – 2 266 человека, в среднем за день 8 человек; 

Травмированных – 22 394 человека, в среднем за день 82 человека. 

             Таким образом за отчетный период в ДТП пострадало 24 660 человек. Но речь не об этой страшной статистике и даже не о том, что время от времени на глаза попадаются объявления, что-то по типу: «избавим от ответственности при ДТП или докажем Вашу невиновность»     


             …Осознав страшную статистику, увидев такие обещания и решил разобраться в глубине этого вопроса, установить границы ответственности водителя при ДТП. И вроде чего тут разбираться и так все понятно, ответственность за причинение материального ущерба несет тот водитель, который виновен. Т. е. если есть вина значит и возникает ответственность – нет вины и нет ответственности. Все просто и понятно!Но только не для владельцев или водителей транспортных средств. В этом случае ответственность может наступить и без вины водитель (владельца)! Да, да именно без вины!!! А теперь по порядку. Так, нормой ст. 1187 Гражданского кодекса Украины законодатель определил, что действия, связанные с использованием, хранением и содержания транспортного средства является источником повышенной опасности. Кстати, указанная статья определяет еще много иных источников повышенной опасности таких как: хранение химических, радиоактивны, взрыво- и огнеопасных веществ, содержание диких животных, служебных и бойцовских собак.Но вернемся к нашим автомобилям, этой же статьей предусмотрено, что ущерб, причинённый источником повышенной опасности, возмещается особой, которая на соответствующим правовом основании (право собственности, иное имущественное право, договор подряда, аренды и т.д.) владела транспортным средством и использование, хранение или содержание которого создает повышенную опасность. Кроме этого, Постановлением №4 Пленума Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 01.03.2013 года даны разъяснения по вопросам возмещения убытков, причинённых источником повышенной опасности. Согласно пункту 4 указанного Постановления, обязанность возместить ущерб возникает у лица, которое его причинило при условии, что его действия были неправомерными, между ними и ущербом есть непосредственная причинная связь и есть вина указанного лица, а если это было последствием действий источника повышенной опасности то независимо от наличия вины. В свою очередь суд отмечает, что гражданско-правовая ответственность за ущерб, причинённую деятельностью, которая есть источником повышенной опасности, наступает в случае ее целенаправленности (например: использования транспортного средства за его целевым назначением), а также в случае самовольного проявлении опасных особенностей объектов, которые используются в этой деятельности (например: в случае причинении ущерба в следствии самовольного движения автомобиля). В иных случаях ущерб возмещается на общих основаниях, лицом которое их причинило (например: пассажир, открывал двери автомобиля, который не двигался и тем самым причинил телесные повреждения человеку, который проходил мимо). В свою очередь суд разъясняет, что есть случаи, при которых на водителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, это в: 

          Следствии непреодолимой силы – чрезвычайные или необратимые последствия т.е. те, которые имеют внешний характер. 

          Умысел пострадавшего – такое противоправное поведение, когда пострадавший не только предусматривает, а и желает или осознано допускает наступление вредного результата (например: суицид). 

При этом суд отмечает, что если грубая неосторожность пострадавшего способствовала возникновению или увеличению ущерба, размер возмещения должен быть уменьшен, но не может быть полностью отказано в возмещении. Также следует отметить, что в случае осуществление деятельности, что является источником повышенной опасности, лицом которое выполняет свои трудовые (служебные) обязанности (например водитель на служебном автомобиле), ответственность несет работодатель. Который в последствие имеет право на возмещение ущерба с водителя в порядке регресса. Подытоживая вышеизложенное, коротко можно сказать:Если ты водитель, то садясь в автомобиль (а в некоторых случаях даже и не содясь) задумайся о том, что твои действия уже есть источником повышенной опасности и если случится так что будет причинён ущерб Физическому или Юридическому лицу, то не в зависимости от вины наступает ответственность. А учитывая то, что в среднем в Украине 200 автомобилей на 1000 человек, то каждый автомобилист в среднем «потенциально» может нести ответственность за ущерб 5 людей. Понятно, что это все относительно, но будь ты хоть полным «аморальным» человеком, который живет по принципу «сам виноват» или «куда ты прешь на красный», садясь в автомобиль необходимо задуматься, что даже если ты соблюдаешь правила, водителю нужно думать за себя и за того «парня»… 

           Ну а тот, кому задано ущерб, источником повышенной опасности, не стесняйтесь, взыскивайте, отстаивайте свое право!!!



автор: Алексей Литвинов  
© 2016 АБ "ЛИТВИНОВА"